Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
школа - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
  МОБУ СОШ №7   имени Героя России И.В. Ткаченко

                                               
Пятница, 22.09.2017, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В период ранней юности ребенок оказывается на пороге реального взрослой жизни: завершается физический рост, рост тела в длину уменьшается, увеличивается вес. Юность - период стабилизации личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники несут ответственность за правонарушения, с 17 лет имеют право вступить в брак. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество".

Центральным новообразованием является профессиональное и личностное самоопределение - потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена общества, своего места и предназначения в жизни, формируется потребность в трудовой деятельности. Основная направленность личности - сосредоточение в будущее. Сензитивный период для формирования жизненных ценностей, мировоззрения.

Основное противоречие - оценка своих возможностей и способностей и отсутствие средств реализации этих способностей.

Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность.

Взаимоотношения в ранней юности становятся сложнее, чем в подростковом возрасте. Одна из особенностей ранней юности - перестройка взаимоотношений со взрослыми. Взаимоотношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными. Общение со взрослыми происходит на уровне доверия. Старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Школьники нуждаются в помощи старших. У них возникает особый интерес к общению со взрослым, так как некоторые вопросы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им не хватает опыта.

Преобладают такие темы общения со взрослыми: выбор профессии, жизненные перспективы обучения, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали. Причем дифференцируются темы, которые обсуждаются с отцом и матерью, в зависимости от их компетентности. Старшеклассники, независимо от пола, больше открыты с матерью, чем с отцом.

Отношения с учителями становятся более сложными и дифференцированными. В образе идеального учителя на первое место выходят его индивидуальные человеческие качества - способность понять, сердечность. На втором месте стоит профессиональная к компетентности, на третьем - умение справедливо управлять. У старшеклассников взаимоотношения учителя и учащихся строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

  • с ровесниками чрезвычайно важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди. Оно носит интимно -личностный характер. Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт. Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональная. Сначала друг - это двойник, затем – собеседник. Сначала дружба оттесняет родительское влияние, а потом ей самой приходится потесниться другом чувству – любви. Эмоциональное напряжение дружбы уменьшается с появлением любви. Однако, это чувство очень часто усиливает потребность в друге, с которым можно посоветоваться, поделиться переживаниями. Возникновение чувство влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность любить, быть взрослым.

Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту, понимания, душевной близости. Для старшеклассников собственные переживания иногда более важны, чем объект восхищения. Влюбленность часто напоминает эпидемию, через подражание, ориентацию на поведение одноклассников. Общение с популярной в классе девушкой, или парнем является средством самоутверждения в глазах сверстников. Юноши четче, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. В этот период формируется сексуальная ориентация. Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды. Поведение юношей в отношении представителей противоположного пола во многом зависит от того, как они представляют свою половую роль и от их представления о том, какой должна быть любимый человек. Потребность в самораскрытии и эротические желания часто не совпадают. Старшеклассник может проявлять эротическое влечение к одному объекту, а нежный, влюбленный - к другой. Девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Старшеклассников волнует нормативная, ритуальная сторона взаимоотношений с представителями противоположного пола, поскольку они впервые с этим сталкиваются. Часто психосексуальные трудности становятся причиною юношеского одиночества.

Подготовка старшеклассников к браку и семейной жизни - одна из основных задач школы. Старшеклассники должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака физиологии. Школа должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке.

Основное в становлении личности старшеклассника - открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания. Старшеклассник находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

Уровень идентичности тесно связан с индивидуально-личностными чертами старшеклассников. Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, то в 16 лет появляются собственные критерии значимости. Школьники оценивают себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей. Старшеклассники в большей степени понимают себя, чем подростки. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте. Растет самоуважение, возникает чувство собственного достоинства, происходит стабилизация личностных особенностей. Старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе, осуществляет поиск ответа на сложные вопросы жизни: "Для чего я живу? В чем смысл жизни?", расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень. Юношеское моральное сознание содержит внутренние противоречия. Юношеский максимализм, категоричность оценок принимаются с демонстративным скепсисом. Юноши легко подвергаются моральному релятивизму: если все является относительным, значит все дозволено, все можно понять и оправдать. Идет сложный процесс поиска символической веры, с помощью которой юноша объединил бы правила поведения. Старшеклассники стремятся не только оценить моральную сторону своего внутреннего мира, но и сознательно развивать ее.

У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость. Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, стремление к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе. Возникает ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и за других людей. Следовательно, новообразованием этого возраста является самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни.

Обучение старшеклассников предусматривает радикальную перестройку содержания и методов обучения, максимальный учет индивидуальных особенностей и интересов учеников, что дает простор их собственной умственной и социальной инициативе. Умственное развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. В обучении формируются общие интеллектуальные способности, понятийное и теоретическое мышление. Юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизированию, создания абстрактных обобщений. Абстрактная возможность кажется старшекласснику более интересной и важной, чем действительность. Разрушение универсальных законов и теорий становится любимой умственной игрой старшеклассника. В мечтах юноши проигрывают различные варианты своего будущего жизненного пути. Философская направленность юношеского мышления связана не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоциональной сферы. Широта интеллектуальных интересов часто связана с отсутствием системистемности. Увеличивается объем внимания, способность долго сохранять информацию, ее интенсивность и умение переключаться с одного предмета на другой. Юность психологически более подвижна и подвержена увлечениям. Вместе с тем внимание становится более избирательно, зависит от направленности интересов. Старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность с позиции своего будущего. В них меняется отношение к отдельным предметам. Оно, в отличие от подросткового возраста, обусловлено не только отношением к учителю, а интересами, наклонностями ученика, намерениями получить определенную профессию.

Работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса Она состоит из следующих направлений:

- профессиональная просвещение - вооружение старшеклассника знаниями о разных профессиях;

- профессиональная психодиагностика - изучение психических особенностей школьника;

- профессиональная консультация - установление соответствия индивидуально-психологических особенностей старшеклассника той или иной профессии;

- развитие интересов, склонностей старшеклассника к различным видам деятельности.

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наши опросы
Сколько времени ты уделяешь домашнему заданию?
Всего ответов: 84
Это интересно!
Школьная пресса
Портал школьной прессы России
КИМы

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz